В начале 60-х, когда мир УЖЕ познал «Битлз», «Роллинг Стоунз», «Криденс», «Лед Цеппелин» и других будущих монстров индустрии мировой рок-музыки, в Бердянске больше слушали советские патриотические песни, но, тем не менее, УЖЕ танцевали моднячие в то время твисты, шейки и летку-енку, за что имели на танцплощадках города неприятности в виде общения с представителями органов правопорядка. Джаз УЖЕ так сильно не ругали, но и не нахваливали. А вот рок реально был на слуху разве что у единиц, хотя, если послушать рассказы шестидесятников, то в худшем случае каждый второй и даже более вырос на «Битлз». На самом же деле все было менее прозаично, но более реалистично, даже скорее урбанистично. Слово «Битлз» вызывало оскомину у партноменклатуры и среди партийного сословия по указанию сверху проводились поучительные беседы о вреде данного продукта для советской молодежи. С определенной невинной, так бы сказать, целью - дальнейшее продвижение в советские массы идеи несовместимости западной идеологии в лице подобных молодежных «псевдотворческих» коллективов с достижениями нашей передовой неоперившейся юной поросли, дабы вирус заразы убить на корню и безвозвратно. В принципе само слово «Битлз» не произносилось ими вообще, его заменяли словом «Жуки», что, по мнению истинных полиглотов, было настоящим переводом англоязычного названия знаменитого квартета. Тем не менее многократно перефотографированные на «Сменах», «ФЭДах», «Зорких» и других «суперкопировальных» механизмах того времени фото «Битлз» ходили по рукам студентов, школьников и наиболее прогрессивной рабочей молодежи, умеющей отличать портвейн от глинтвейна и даже кальвадоса. Основная же масса этой самой рабочей с позволения сказать молодежи упивалась как тем же дешевым портвейном, так и не менее душевным «биомицином», а зачастую просто «варёхой» от какой-нибудь бабы Маши и о существовании ни «Битлз», ни «Роллинг Стоунз», а тем более «Криденс» как-то вообще не догадывалась. Их вполне устраивали Зыкина с Пьехой, Отс с Трошиным, Хиль с Магомаевым, а тем более всеми сейчас забытый, но раньше очень популярный Лев Барашков(первый исполнитель хитов того времени «Главное ребята сердцем не стареть», «Ребята 70-й широты», «На безымянной высоте», «Трус не играет в хоккей», а также песен в одном из первых советских боевиков «Неуловимые мстители»).
Но вернемся к теме. В середине 60-х «продвинутые» родители, с ужасом обнаружАвшие вышеуказанные фото у своих чад, гневно восклицали – «Да это же ЖУКИ!», менее «продвинутые» на любое фото парней с гитарами осторожно вопрошали – «А это не ЖУКИ?». Колорадских жуков в те времена ни советская, ни тем более бердянская картошка еще не знала, поэтому ассоциации были только с иными жуками, что в прочем не отбивала желания у нашей молодежи слушать битлов дальше, а у тех, кто ни разу их не слышал, хоть однажды послушать это чудо загнивающей цивилизации. Ну, а о том, чтобы хоть одним глазком взглянуть на них живых или побывать на их выступлении, как и увидеть все это на ТВ даже и не мечтали. Грезы заканчивались на возможности увидеть обложки битловских дисков или хотя бы пообщаться с теми, кто эти обложки видел. Иметь же их самим было еще и далеко небезопасно, как, впрочем, и западные музыкальные журналы(о другой тематике просто промолчим), а для многих еще и к тому же не по карману, т. к. цена одинарного диска «из-под полы»(а других вариантов просто не было) в разные времена в среднем колебалась от 70 до 120 советских рублей, а это уже месячные зарплаты учителей, медиков и инженеров.., хотя по некоему царившему в советские времена мнению(иногда ностальгически бытующее в рассказах о прекрасном прошлом и сейчас), это были необыкновенно высокие зарплаты и купить на них можно было очень и очень много. Ну, практически все, что было в продаже(и сразу же возникает вопрос, а что же было в продаже?). Но как повествовалось в одном советском анекдоте о письме нашего инженера родственникам на Запад – «Зарплата у меня большая и на неё я могу купить целого слона. Но зачем мне слон, я лучше одолжу у соседа еще столько же и куплю курицу»… Поэтому фирменных дисков или, как их называли пластов, широкие массы молодежи не приобретали, в основном довольствуясь купленными в магазине «Мелодия» гибкими миньонами одноименной фирмы звукозаписи и в очередной раз добавляли с новой стипендии или получки деньжат и покупали себе джинсы, привезенные из-за бугра, либо шили у местных умельцев брюки-дудочки или клеш, в зависимости от того, что в это время было в моде. Советская промышленность выпускала аналог джинсов под названием «техасы», но спросом у «хиппарей» они абсолютно не пользовались, разве что у заводских рабочих. Музыка распространялась в основном на бобинных магнитофонах(кому повезло их купить) либо на рентгеновских снимках, именно из них делались гибкие миньончики в местных студиях звукозаписи. Специальная игла-нож, прорезала звуковые канавки, куда по особой технологии через соответствующие преобразующие устройства переносились электрические звуковые колебания с оригинал-носителя. Кассетные же магнитофоны пока еще были в перспективе советского магнитофоностроения.
История утверждает, что первым бизнесменом в сфере бердянской звукотиражирующей индустрии был некий Семен Израилевич Шихтман и, забегаем намного вперед, где-то с середины-конца 70-х, знаменитые в свое время среди меломанов люди – Славик-американец(Казьмин), Паша Титаренко, Шура Тарапата и Иша Гонтарь, занимавшиеся этим бизнесом как официально в Доме быта, была такая контора когда-то, так и неофициально у себя дома, работая уже не на государственного дядю-чиновника, а на свой карман, что приводило их время от времени к конфликтам с правоохранительными органами, в том числе и КГБ. Злые языки даже судачили об их сотрудничестве с органами друг против друга в конкурентной борьбе, но на то они и злые языки… Другой сегодня на их месте сам бы эти слухи распространял для повышения своего имиджа и укрепления бизнеса. Кто был между Семеном Израилевичем и упомянутой троицей нам неизвестно. Чем закончил свою деятельность С. И. точных данных тоже нет, но есть сведения, что отмотал он свой срок в местах не столь отдаленных по причине разногласия с ОБХСС(ныне ОБЭП) в вопросах свободного бизнеса. Вышеуказанная четверка сией участи почему-то успешно избежала, хотя доподлинно известно, материал по их деятельности и в ОБХСС, и в КГБ также существовал. По крайней мере то, что на Славу-Американца дело было заведено и там, и там это стопроцентный факт не требующий доказательств. Среди музыкантов тоже были те, кого карающий меч правосудия и чаша возмездия отплатили сполна за попытку инакомышления и нововведений. Отсидел свой срок, якобы за «длинный язык» Виктор Зюзин, известный бердянский джазмен и композитор. За попытку введения хозрасчета и самоокупаемости в коллективе попал в «места не столь отдаленные» руководитель оркестра «Лотос» Вальтер(Валентин) Рыбас. Говорят, что не удалось избежать сией участи и одному из родоначальников бердянского джаза Ревазу Дудаеву(на сколько это правда нам неизвестно). Были и другие примеры праведного советского правосудия, но это уже другая тема. Заметим одно, что каждый новатор как в музыкальном жанре, так и в других направлениях советского искусства ходил в те времена по острию ножа.
Как и мировая рок-музыка, так и бердянская не могла родиться на пустом месте. И истоки ее естественно были в джазе, а если конкретно, то в блюзе. Джаз в Бердянске родился благодаря двум корифеям сего жанра Виктору Зюзину и Ревазу Дудаеву. И если Зюзин был сторонником более классического традиционного подхода в этом жанре, то Реваз Дудаев более свободно дышал в этом пространстве и для будущих бердянских рокеров он по сути и стал как бы своеобразный Чак Берри, Мадди Уотерс, Би-Би Кинг, Билл Хейли и Бадди Холли в одном лице. Именно он и его воспитанники, коллеги и последователи В. Самойлов, А. Вапиров, Л. Горовой, Д. Шепелев, Н. Акулинин и другие уникальные бердянские музыканты 60-х стали тем золотым переходным звеном между эпохой джаза и эпохой рок-н-ролла в нашем городе.
История, к сожалению, не сохранила данных, по крайней мере, мы ими не располагаем, кого же можно назвать именно самой первой рок-группой в Бердянске и когда приблизительно оная возникла, поэтому будем пользоваться теми фактами, которые нам доступны, корректируя их по мере поступления информации.
Далее - Часть 2 "А потом был ДОКТОР ВАГЕР…"