ЧАСТЬ I

«РОК-ПОП-ШОУ'88»



Откровенно говоря, само название фестиваля на сегодняшний день не совсем определяет его истинную суть. Частичка «-ПОП-» в его названии была добавлена отчасти для того, чтобы как-то смягчить реакцию на него партийных органов обличенных на то время основной властью в стране, Хотя в те годы слово «попса» еще не было в обиходе и приставка «поп» не несло сегодняшнего значения, а главным обличающим и унижающим словом, отличающим классических ортодоксальных исполнителей того же времени от рок-музыкантов было слово «эстрада». К примеру знаменитый в свое время питерский коллектив Сергея Курёхина «Поп-механика» никак нельзя было отнести как к эстрадной музыке того времени, так и к сегодняшней поп-музыки. Поэтому это название, отчасти уточняет, что это фестиваль с элементами шоу популярной тогда рок-музыки.

Согласно мнения многих музыкальных критиков и экспертов, по продолжительности бердянский фестиваль «РОК-ПОП-ШОУ'88» до сих пор остается непревзойденным лидером. По крайней мере, пока что эту версию еще никто не опротестовал. Ни фактами, ни даже просто словесно. 18 концертов за 8 дней, причем два дня по три концерта. Два незапланированных дополнительных дневных концерта были добавлены в связи с отсутствием билетов в кассах и огромным количеством желающих побывать на выступлениях тех или иных групп, а также в связи с прибытием интересных незапланированных участников, не допустить выступление которых было просто преступлением. Всего выступило около 30 коллективов и два рок-барда. На самом фестивале каждый исполнитель получил возможность выступить два раза - в дневном и вечернем концертах, но в разные дни. Выступления были в среднем 30-40 мин. Первое выступление, как правило, было ознакомительное, а на второе уже шли целенаправленно. Были и такие зрители, которые посещали абсолютно все концерты и сразу же покупали полный комплект билетов на все дни. При стоимости одного билета 3 советских рубля на то время это было немало, хотя и стоило того. Официальных открытия и закрытия как таковых общепринятых не было. Организаторы решили уйти от набивших оскомину штампов. Награждение участников было, но опять же, без штампов и раздачи фальшивых слонов за липовые места, как и не было, да и не должно быть на фестивалях в отличие от конкурсов, никаких мест и жюри. Были подведены итоги и определения победителей только по итогам голосования зрителей, как сейчас стало модным называть «приз зрительских симпатий». Организаторы решили так, раз участники выступают для зрителей, то пусть и зрители решат сами, кто был лучший. Само определение этих лучших осуществлялось путем вброса входного билета на концерт в «урну» с надписью исполнителя. Пригласительные не засчитывались. Также были учреждены поощрительные призы - «за лучший сценический костюм», «за лучшее сценический образ», «за лучшую песню какой-то тематики»... Эти призы учреждались самыми различными организациями и определялись либо целенаправленно самими учредителями, либо оргкомитетом, если учредитель передавал ему свое право определения достойного обладателя. Честность и справедливость присуждения данных призов в первую очередь можно оценить по группе «Дети лейтенанта Шмидта», получивших вместе с группой «НАТЕ!» самую большую долю как критики, так и самого отъявленного критиканства со стороны партфункционеров и функционеров от культуры, но, тем не менее, по праву награжденных за лучшие сатирические произведения фестиваля. Их песни «Я не люблю эту жизнь с грязным фасадом под красным плакатом», «Да, я хочу стать милиционером, чтобы в обкоме в фойе тусоваться у шлагбаумов к личным вольерам и в дозоре неправедном шляться…» и др. вызвали неоднозначную реакцию и пребывание «Детей…» на фестивале были поставлены на грань «быть или не быть». К счастью, «Дети лейтенанта Шмидта» выступили в первые фестивальные дни и снять их с участия в нем уже было просто невозможно, чего не скажешь о группе «НАТЕ!», второе выступление которой было запланировано на последний день в заключительном концерте и против которой партийцы высказали свое несокрушимое «НЕТ». Пришлось организатором изрядно продумать, как сокрушить это «НеТ» никому не в ущерб, в том числе и напуганному комсомолу, официально несшего ответственность за проведение данного форума. В итоге «НАТЕ!» выступили со своей полной программой, особо, кроме некоторых жестов, воспринимаемых каждым по мере развития своего интеллекта по-разному, ничем криминально не выпирающей, зато очень энергичной и впечатляющей.

А вот «Дети лейтенанта Шмидта» «рассчитались» за свое выступление дважды. Двое участников этого коллектива были арестованы за нарушение общественного порядка(одного за переход улицы на красный свет, а второго якобы за распитие спиртных напитков в общественном месте, хотя бутылка пива, стоявшая рядом на земле, была запечатана, а обвиняемый объект абсолютно трезв). Тем не менее, главным обвинением была пунцово-красная, не знавшая до этого загара, окрашенная щедрым бердянским солнцем кожа белобрысого шмидтовца-калужанина и без этого предоставлявшая ему немало болезненных хлопот и ночных мучений. В конце концов, после вмешательства оргкомитета, «дети» были отпущены на свободу с напутствием больше не петь ехидных песен о блюстителях правопорядка. Второе же «возмездие» настигло их уже дома в Калуге, куда было направлено грозное письмо бердянского партруководства с описанием их «художеств» и требованием наказать по полной программе. Говорят, что был поднят ночью как по тревоге калужский обком партии и поведение «детей» на фестивале в Бердянске обсуждалось весьма серьезно. Чем окончилось для «детей» данное мероприятие нам неизвестно по причине их скромного молчания, но, тем не менее, факт получения письма из Бердянска в ихний обком и дальнейших экзекуций они подтвердили. Подобное письмо было отправлено и в Ленинград по поводу группы «НАТЕ», но там посмотрели на бумаготворчество глупых провинциальных партийцев сквозь пальцы и выбросили послание в мусорную корзину.

Главный приз зрительских симпатий, как и следовало ожидать, достался все той же группе «НАТЕ!», за ним шел «Ландшафт», затем «Комитет» и все остальные. Если успех «Ландшафта» и «Комитета» был несколько предсказуем(все таки раскрутка этих групп в Бердянске была сильная, хоть и раннее под другими названиями), то успех «НАТЕ!» был действительно необычным и откровенно заслуженным. Неизвестный доселе, недавно созданный коллектив, путь даже и главным создателем легендарнейшей питерской «Алисы»(только кто из зрителей об этом знал), взял зрителей можно сказать голыми руками и непревзойденным мастерством. Неофициально проведенный опрос среди приехавших на фестиваль в качестве гостей и участников(музыканты, продюсеры, журналисты и иных специалисты, как рок-музыки, так и других направлений) также оказался в пользу группы «НАТЕ!». Успех «Ландшафта» и «Комитета» в принципе тоже заслуживает особого внимания, хотя бы потому, что на концертах присутствовало масса приезжих, которые опять же об этих коллективах мало что знали. В то же время информация о том, что на фестивале будет выступать переименованная в «Ландшафт» группа «Фокус», разнеслась со скоростью ветра в считанное время и поддержка фанов чувствовалась по полной программе. Прошедший год назад путь «Детей лейтенанта Шмидта» и «НАТЕ!», а также испытав их проблемы на собственной шкуре, выдворенный за пределы города, «Ландшафт» на этот раз не только не вызвал ни одного нарекания со стороны властей, а даже наоборот, хотя музыканты включили в свою программу те самые старые композиции. Через два года подобное повторится и с «Детьми лейтенанта Шмидта», когда они примут участие в грандиозной акции «САМ» на стадионе «Торпедо». И даже с песней про милиционера. А огонь критики будет перенесен уже на других. А через время и эти другие станут хорошими… Если внимательно проследить за набором участников всех этих фестивалей, то можно заметить одну очень интересную линию. Постоянно, те коллективы, которые чем-то обескураживали ту власть, через год-два снова оказывались на бердянском фестивале и уже не вызывали теми же самыми песнями никаких эмоций у властьдержащих, против которых они так бурно восставали и которым так противились. Это еще раз доказывает несостоятельность что-то реально оценивать и созидать облаченных властью партийных органов, пытавшихся курировать как культуру, так и молодежную политику.

Нельзя не вспомнить и не оценить роли местных музыкантов в проведении бердянских фестивалей любого ранга. И, в первую очередь, это касается членов снова все той же группы "Дизайн"(позже "Комитет"), оказывавшие не только практическую, но самое главное моральную поддержку главным устроителям первых рок-фестивалей. Хотя… Скорей всего, можно с уверенностью их тоже назвать устроителями, в виду того, что их вклад в это дело был безграничен. Если для основной части бердянских музыкантов присутствие на этих сейшенах сводилось к просмотру аппаратуры и общению с участниками, иногда и выступлению на сцене, то для дизайновцев-комитетовцев это была кропотливый труд, причем по обыкновению на голом энтузиазме, отчего они, наверное, тоже получали своеобразный кайф. В 1988 году, уже, будучи артистами одной из филармоний страны, они в разгар курортного сезона всецело отдались подготовке «РОК-ПОП-ШОУ», дни и ночи напролет проводя на фестивальной площадке и репетиционной базе, не чуждаясь самой грязной работы, вплоть до погрузочно-разгрузочных работ и монтажа сцены. В отличие от курирующих этот фестиваль комсомольских функционеров. Которые не только получали зарплату за поддержку любых молодежных мероприятий и загребли себе весь кассовый сбор от проданных на фестивале билетов, но и после проведения «РОК-ПОП-ШОУ», выписали за счет этой выручки премии своим руководящим работникам. Если не изменяет память, это был относительно длинный список человек эдак 20-30. Но надо отдать должное, до самого конца комсомольцы все же не наглели и в списке премированных за проведение фестиваля оказался главный вдохновитель и организатор «РОК-ПОП-ШОУ'88» И. Коваленко, сразу же вернувший эту премию назад в знак протеста в первую очередь за утаенные призы победителям зрительских симпатий фестиваля. Этот жест, вначале тщательно скрываемый, все же дошел до ведома общественности, редакции областной газеты «Комсомолець Запоріжжя»(ныне «МИГ») и самое главное до областного комсомольского и партийного руководства, что вызвало продолжительные и бурные выяснение всех обстоятельств. И здесь нельзя не упомянуть тогдашнего собкора «Комсомольця Запоріжжя» Петра Соколова, благодаря журналистскому расследованию которого этот вопрос был поднят в областной прессе, что должным образом повлияло на дальнейший ход событий и конечный результат. В советские времена отказ от премий, а тем более партийных было на уровне большого ЧП. Тем более в мотивировке отказа Коваленко указал - «незаконно и незаслуженно выплаченную премию», поясняя это тем, что раз он как глава оргкомитета и директор фестиваля не довел до конца процесс вручения наград, то не имеет права на поощрения за свою работу. Разборки были долгие и нудные. К этому времени руководство в бердянском горкоме комсомола полностью поменялось, а главный виновник «награждения по-бердянски или по-комсомольски»( кто как называл), бывший второй секретарь, с треском вылетевший из своего кресла, был посажен руководить только созданным молодежным центром, учредителем которого стал все тот же горком комсомола. Проведенный вскоре этим центром концерты в то время очень популярной московской группы «Электроклуб» прошли в том же ключе. Гонорары за три стадионных концерта никто из электроклубовцев не получил. Ни тогда в июне 1989, ни позже. Таков был стиль работы. 
Позже, поняв безперспективность концертной деятельности(никто уже на комсомольские обещания не велся) и растеряв своих первых помощников-единомышленников с которыми создавался этот центр, бывший второй комсомольский секретарь набрал команду качков-гопников и занялся обыкновенным рэкетом, на чем впоследствии погорел окончательно и, напоровшись на местного авторитета, дошел до «цугундера». Затем по освобождению, испугавшись сведения счетов, пустился в бега и в конце-концов "почил в бозе". Зато директор группы «Электроклуб», благодаря комсомольцам, при упоминании о Бердянске говорил – «С Бердянском не хочу иметь никаких дел», хотя как сам Бердянск, так и бердянцы, принимали электроклубовцев просто замечательно. И не только на концертах.

Но вернемся к нашим овцам да баранам(не в укор кому-то будет сказано). В конце концов, осенью 1989 года после проведения очередного заседания бюро горкома комсомола с участием представителей из разных областных партийных и комсомольских структур, естественно и областной комсомольской газеты, а также проверки всех смет и списков врученных поощрительных призов и сверкой их с видеозаписью церемонии награждения, наконец были закуплены два цветных телевизора. Обещанные раннее наличные деньги вопреки своим обещаниям комсомольцы выдавать наотрез отказались, так же как и самостоятельно закупать эти телевизоры, которые в то время были в огромном дефиците. Организаторам уже ушедшего в историю «РОК-ПОП-ШОУ» было вменено самим найти и купить, а затем, предъявив именной оплаченный чек, получить деньги в комсомольской бухгалтерии. Что и было сделано с использованием личных связей и контактов. Отправлять же эти телевизоры в Москву и особенно Ленинград было чрезвычайно сложно и дорого, поэтому пришлось просто-напросто повторно выкупить эти телевизоры у самих себя для себя и эти деньги переправить в Ленинград и Москву к неограниченному удовольствию представителей групп «НАТЕ!» и «Ландшафт». Появившийся вскоре альбом группы «НАТЕ!» в сущности был записан и на эти деньги тоже. По крайней мере, Слава Задерий сказал тогда, что сейчас эти деньги как нельзя кстати, т. к. надо рассчитаться за запись в студии.

Опять же надо отдать должное среди комсомольцев было немало и порядочных людей, которые добросовестно относились к своим обязанностям и искренне помогали организаторам «РОК-ПОП-ШОУ». И в первую очередь это относится к работнику Запорожского обкома комсомола Игорю Павелько. Свой среди чужих, чужой среди своих – так можно охарактеризовать его по отношению к нашей тематике. Да и в принципе в остальном тоже. А может просто он был случайный «товарисч» в комсомоле! Это был и есть глубокопорядочный и честный человек, много сделавший для того, чтобы проект под названием «РОК-ПОП-ШОУ'88» был осуществлен, не говоря уже о том, что Игорь активно поддерживал рок-движение в самом Запорожье. И в будущем первый областной рок-фестиваль был организован тоже не без его активного участия. Человек слова, дела и чести. Нельзя не вспомнить также и отдельных бердянских руководящих комсомольских работников, оказавших неоценимый вклад в то, чтобы был снят запрет партийцев на проведение «РОК-ПОП-ШОУ» и он все-таки состоялся(это в первую очередь заслуга Александра Шайтанова, временно исполнявшего во время отпуска бердянского комсомольского лидера обязанности так называемого дублера первого секретаря горкома комсомола), и в то, чтобы он был просто завершен по-человечески без продолжающейся истерии и нагнетания обстановки со всех сторон, а самые достойные по мнению зрителей участники фестиваля группы «НАТЕ!» и «Ландшафт» таки получили по праву заработанные награды (заслуга именно Сергея Сычева, возглавившего бердянский комсомол уже после проведения фестиваля и принявшего на себя долги своих предшественников). Так что комсомольцы были разные, одни воровали, что только под руки попадется(видел как-то у того самого второго секретаря горкома комсомола, главного виновника невручения наград победителям, огромный шкаф-сейф набитый доверху новенькими списанными подарками и призами от проводимых им раннее мероприятий), другие же искренне помогали по любым вопросам. Кроме вышеупомянутых это А. Тельчаров, Т. Кулик, А. Чебышев, С. Тильки и многие другие. К сожалению, из памяти стерлись фамилии многих из них, хотя назвать бы их поименно очень бы хотелось. Они этого заслуживают. Для многих в то время было непостижима сама мысль, осмелиться позвонить Второму Секретарю ЦК комсомола и попросить его содействия в снятии запрета местных парторганов на проведение фестиваля. Тем не менее, такой звонок был, а вслед за ним последовал звонок из ЦК первому секретарю горкома партии, после чего местные партийные органы пусть неохотно, но стали на иные позиции. Более того воодушевленный своей помощью Второй Секретарь ЦК комсомола лично прибыл в Бердянск, чтобы проконтролировать факт открытия и проведения фестиваля, несмотря на объявленную "на всякий случай" в городе эпидемию холеры. Этот испытанный метод и по сей день применяют как в Бердянске, так и в иных курортных населенных пунктах для оттока потока отдыхающих, в том числе и для антирекламы. Проверенный метод, изобретенный еще в 70-х годах прошлого столетия, когда на пустом месте рождается ажиотаж и паника. Тем не менее во время фестиваля практически никто на эту удочку не клюнул. Да и сами "холероучредители" настолько увлеклись слежкой и поисками фестивальных промахов, что даже забыли не только подкреплять эту псевдоэпидемию жаренными фактами, но и даже впоследствии эту эпидемию отменить, повесив себе на грудь очередную порцию наград за уничтожение очага заражения. 

Свой посильный вклад в проведение «РОК-ПОП-ШОУ’88” кроме раннее упомянутого И. Павелько оказали и другие представители областного центра – еще один работник обкома комсомола, будущий директор всеукраинского фестиваля «Таврийские игры», а потом телекомпании ICTV, телеканалов М1 и М2 Валентин Коваль, звукооператор Виктор Цветков, светооператор Александр Эдель(будущий создатель компьютерного видеоимиджа программы "Мелорама") и ведущий Игорь Анзин, который вместе с ведущим бердянского рок-клуба Валерием Казачковским вынес все тяготы восьмидневного марафона из 18-ти концертов фестивальной программы и нужно отметить на должном уровне. Ну, а для вышеупомянутых людей, которые ежедневно корпели над звуком и светом одной благодарности в данной статье будет крайне мало. Тогда все трудились, учились и, познавая азы, готовились к будущим всершениям. Поэтому можно сказать, что для многих, как музыкантов, так и обслуживающего персонала,  РОК-ПОП-ШОУ стал своеобразной стартовой площадкой.

Среди зрителей фестиваля были замечены музыканты известных, на то время временно не гастролирующих групп – Александр Липницкий(Звуки МУ), Александр Монин и Александр Кирницкий(Круиз), Сергей Кузьминский("Брати Гадюкіни"), известный певец Игорь Тальков, руководитель группы «Ария» Виктор Векштейн, масса питерских музыкантов, а также будущие организаторы всеукраинских и всероссийских фестивалей и конкурсов… Некоторые из них через год-два приняли участие в последующих бердянских фестивалях. Правда, это уже были не «РОК-ПОП-ШОУ». Ходили слухи, что первый секретарь бердянского горкома партии на партбилете поклялся, что больше «РОК-ПОП-ШОУ» в Бердянске не будет. Слава Богу, что хоть не на крови… Мужик сказал, мужик сделал, не подумав всего лишь только о том, что он сказал, но больше «РОК-ПОП-ШОУ» действительно не было, но зато было масса других, подхвативших так и не упавшее, не смотря ни на чьи потуги, знамя…

назад...     дальше...



 
ЭЗОТЕРИКА

ЭРА МИЛОСЕРДИЯ



Мы устали от войны, мы устали от крови,
мы устали, мы устали…
Мы устали от обид, мы устали делать вид,
что не знали.., всё мы знали…

Подробное меню
ХИТ-ПАРАД ФП



голосуй за
фестиваль, 
исполнителя,
песню,
жанр и
направление в музыке

РАСКРУТКА




promotion 
исполнителей
знакомьтесь, кто еще не знает



С У П Е Р
И С П О Л Н И Т Е Л И 

В С Е Х
В Р Е М Е Н
И
В С Е Х   Н А Р О Д О В

произвольное фото
ОБУЧЕНИЕ

В И Д Е О Ш К О Л Ы



ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ 

И   ИНФОРМАЦИЯ

случайное фото
последние комменты
автопереводчик
ПЕРЕКЛАДАЧ ОНЛАЙН

 

статистика сайта
Пользователи : 2365
Статьи : 3667
Просмотры материалов : 20595146
сейчас на сайте
Сейчас 1281 гостей онлайн
посещений за сутки
счетчик посещений 
FaceBook
IK-Art&Music


IK-Video'Art


Рейтинг сайта в веб-каталоге misto.zp.ua
Яндекс цитирования IK-MUSIC(Ай-Кей"Мюзик) - музыкальный магазин(салон шоу-техники и музыкальных инструментов)
Яндекс.Метрика

Яндекс.МетрикаЯндекс.Метрика