ЧАСТЬ IV

И, НАКОНЕЦ, «ДИЗАЙН», РОК-КЛУБ И ПРОЧЕЕ…

 

Середина 80-х. Занавес(железный, титановый или железобетонный, кому как нравится) для рок-музыки в СССР поневоле был немного приоткрыт, хотя запреты существовали по-прежнему и гонения тоже, в частности официальные списки запрещенных советских рок-групп, записи каждой из которых ходили по всему Союзу в гораздо большем количестве, чем незапрещенных вместе взятых. В Бердянск на гастроли время от времени заезжают филармонические коллективы, так или иначе использующие в своих программах(утвержденных или на свой страх и риск) рок-музыку и как привлекающий фактор, и как свое собственное амплуа. Боб, дембельнувшись, поступает на заочное отделение в донецкий культпросвет, параллельно работая пионервожатым в одной из бердянских школ. Старшеклассницы за своим пионерским лидером, мягко скажем, увивались толпой, да и Боб тоже не обделял их своим вниманием. Жизнь потихоньку налаживалась. Пионерская работа наоборот. И не только у него. Коваленко вместе с Казачковским очередной раз попытались учредить рок-клуб, очередной раз получили втык от вышестоящих органов и параллельно основной работе обосновались сначала в ГДК, а потом в ДК им. Калинина(ныне «Софит»), устраивая там свои шоу-программы, а так же активно помогая городским квн-щикам, особенно команде «Мотовило» Первомайского завода, от которого этот ДК и существовал. Выступления «Мотовило» стали превращаться в маленькие, а иной раз и большие шоу. Чуть позже Коваленко берет под свою опеку группу «Магазин» с того же Первомайского, возглавляемую бывшим участником группы «Кроссворд» «подснежником» А.Остапенко. С ними и планировалось начать активную творческую деятельность. Но «Магазин» распадается по причине внезапного отъезда Остапенко на родину в Кустанай(Казахстан). И только начавший зарождаться рок-клуб опять впадает в состояние анабиоза. На то время дирекция ДК Калинина в лице Т. Н. Асламовой на свой страх и риск дает добро на создание рок-клуба, отлично понимая, что это нужно и городу, и молодежи, а также прекрасно осознавая, чем это для нее может кончиться(и впоследствии таки кончилось).

По правде говоря, на то время сама форма рок-клуба уже не совсем удовлетворяла тех, кто о нем мечтал в конце 70-х и в начале 80-х, тем более рок-клубы в стране уже кое-где начали появляться, хотя и в мизерном количестве. Вслед за Ленинградом они родились в Свердловске, Каунасе и паре других городов союзного значения. Распространенная версия о якобы причастности к этому спецслужб не имела никакой реальной подоплеки, кроме плодов чьей-то завистливой глупой фантазии, с одной стороны, а с другой стороны, и реальной возможности лишний раз выдать неформалов за изгоев общества и негодяев, прислуживающих органам госбезопасности, а также информировать это общество, что, мол, в этой стране ничего без соизволения сверху не происходило. Происходило, еще и как происходило. Пока дряхлые маразматики наверху жевали свои сопли вперемежку с деликатесами, голодные художники в подполье творили свои шедевры, о которых не только спецслужбы, а и рядом живущие и работающие не догадывались. Творческий человек умел скрывать не только свои чувства, а и достижения. Но пришло время явить эти достижения народу и свободные творцы стали постепенно выходить из подполья, невзирая на продолжающиеся запреты и гонения. Поэтому со временем, с момента появления первых рок-клубов в стране, голод на него у бердянских организаторов оного частично иссяк, а поэтому было решено пойти немного дальше и масштабнее, сотворив нечто новое, неординарное и оригинальное. Новое детище получило название «Тайм-Аут». Ни клуб тебе конкретно, ни концерт, ни танцы, ни дискотека, ни рок, ни поп, ни джаз, ни панк.., а просто «Тайм-аут», в котором все это воссоединилось бы воедино. И задействованы как концертный зал, так и кинозал, танцплощадка, выставочная галлерея... Чтобы просто так и говорили – «Пошли на «Тайм-аут». Но и тут изобретателей нового направления ждали нежданные нюансы. Предварительно прошедшее согласование в отделе культуры горисполкома и некоторых других инстанциях новое детище потерпело крушение совсем непредвиденно и было потоплено очень быстро. На городском партхозактиве(это было самое внушительное собрание городских руководителей всех звеньев власти) в ГДК к очередной годовщине «Великой Октябрьской социалистической революции»(как тогда именовали коммунисты-большевики свой государственный переворот 1917 года), в докладе первого секретаря горкома партии среди дифирамб и хвалебных од городским достижениям прозвучали следующие слова(близко к тексту) – «Но есть у нас и обратные стороны наших городских достижений, которые позорят и наш город, и нас с вами, и людей, которые не покладая сил трудятся денно и нощно на предприятиях города на благо нашего общества и нашей социалистической Родины. Вот, например, в ДК им. Калинина проводят «Тайм-ауты». А знаете, что значит слово «тайм-аут»? А оно значит «вне времени». Так вот, в ДК им. Калинина уводят нашу молодежь от времени. И куда? Об этом можно только догадываться. Мало того, при наличии 70 человек штатных работников с высшим культурным образованием, сценарии им пишут какие-то сомнительные личности из Дома пионеров…». Нужно ли объяснять, проводились ли «Тайм-ауты» после этого. Кстати, как позже выяснилось, именно такой текст, именно в такой интерпретации был подан в доклад первому секретарю горкома партии  вторым секретарем горкома комсомола. Это у них называлось работа с молодежью.

И вот в начале 1986 года в таких условиях создалась именно та ситуация, когда одни уже давно не хотели, а другие иначе уже просто не могли, несмотря на то, что кое-кто и кое-где у нас порой думал совсем иначе. Поэтому поступившее, наконец добро от директора ДК им. Калинина на создания рок-клуба было воспринято как с ностальгией, так и утерянными мечтами, грезами и возможностями, тем не менее, без единой посторонней мыслью и вопросом надо это или нет. Однако для создания такого детища нужен был основной лидирующий сильный коллектив, а его на тот час как раз и не было. В это же время часть музыкантов старого состава «Дикого меда» наконец-то снова объединяются. Новый проект получает название «Дизайн». В него кроме, дикомедовцев Пасечного, Репницкого и Белянского, входят бас-гитарист Юрий Черновалюк(в простонарадии Юрий Иванович) и барабанщик Олег Попович. Черновалюк вскоре покидает группу и роль басиста опять берет на себя Пасечный. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день из всех выше и нижеупомянутых коллективов «Дизайн» стал в Бердянске самым именитым и самым популярным как в молодежной среде, так и людей постарше, навсегда вписав себя в историю бердянской современной музыки под номером ОДИН. Именно тогда на начальном периоде становления «Дизайна» и пересекаются пути двух «отшельников» А. Пасечного и И. Коваленко, гонимых «партноменклатурой и КГБ», двух «недосаморелизовавшихся» личностей, на которых, наверняка, со стороны смотрели как на свихнутых или недоразвитых. По тем критериям, которые в советское время высоко ценились, они полностью подходили к предыдущим эпитетам. Быстро найдя между собой общий язык, они без особых трудностей стали воплощать свои идеи в жизнь, первым результатом которых явился большой концерт «Дизайна» в ГДК и первое открытое мероприятие рок-клуба, где «Дизайн» выступил в двух ипостасях, исполнителя электронной музыки с песнями «Дизайн под парашютом», «Зоомагазин Какаду», «1-е апреля» и др. и исполнителя тяжелого рока с песнями «Атакует рок», «Стальные крылья»… К основному составу «Дизайна»(Пасечный-Репницкий-Белянский-Попович) в это время примыкает клавишник Олег Хацько, но вскоре, как и Черновалюк, покидает их. До сих пор для многих остается загадкой необходимость второго клавишника, хотя не трудно догадаться, что это была как всегда «новаторская» идея Пасечного, так и не принесшая особых плодов. Со времени появления в среде «Дизайна» И. Коваленко, который незаметно как для себя, так и для всех дизайновцев навсегда влился в коллектив, водрузив на себя отчасти сам, отчасти по желанию остальных и творческие, и технические, и административные задачи, больше состав «Дизайна» уже никогда не менялся. Внутри «Дизайна» тогда же был создан еще один экспериментальный проект под названием «Экстренный выпуск», в который вошел Виктор Синеок, известный в городе музыкант и, пожалуй, единственный человек, которого за всю историю музыкальной жизни Бердянска можно назвать высоким именем ЗВУКОРЕЖИССЕР. Зрителям было предложено своими билетами проголосовать за программу в том или ином стиле, в результате чего под рев толпы победил тяжелый рок «Экстренного выпуска». Как раз фрагмент объявления этих итогов можно увидеть на фото, там, где М. Репницкий, ликуя, поднял руки. Кстати, эта фотография как никакая показывает настроение царившее и на сцене, и в зале, а самое главное искренность той самой обстановки и атмосферы, ее насыщенность, а также нескрываемую радость и удовлетворение самих участников, не побоюсь быть высокопарным, офигительного шоу музыки и души, что отлично видно по лицам всех трех фигурантов - Казачковского, Пасечного и Репницкого. Но самое главное, что зритель поверил в рок-клуб. На эти так называемые заседания приходили люди самых разных возрастов, а металлисты прямо в своей экипировке, с шипами, браслетами, заклепками… И никто никому не мешал. И хотя ни дизайновцы, ни сам Коваленко никогда в повседневной жизни hard&heavy-атрибутику не использовали, тем не менее, представители «metal-общественности» относились к ним очень уважительно и доверительно. Наверное, потому, что те сами, во-первых, любили эту музыку, а во-вторых, уважали и ценили своих зрителей и почитателей. Одной из изюминок этих концертов-заседаний была возможность для прямого общения зрителей и музыкантов непосредственно во время концерта. В зале стояли микрофоны, к которым в паузе можно было подойти и задать любой интересующий вопрос либо просто написать записку и отправить ее через впереди сидящих на сцену. И музыканты в перерывах между песнями очень охотно отвечали на эти вопросы. В зале обычно царила атмосфера взаимопонимания и уважения, как со стороны сцены в отношении зрителей, так и со стороны зала в отношении музыкантов и рядом сидящих зрителей иных возрастов, иных способностей, иных увлечений… Это уже позже через несколько лет во время второго приезда «металевой» группы «Vincent» из Польши новое поколение малолетних зрителей снесло три ряда кресел, правда не отдавая отчет в том, что они делают. Ребята просто залезли на кресла и радостно попрыгали. А потом чистосердечно извинялись. Но, то ли кресла были хлипкими, то ли ребятишки крепкими, первых не стало. Мало того, их уже невозможно было восстановить. Тогда после концерта И. Коваленко стоял на авансцене и, под ехидное хихиканье Боба с Михой Репницким, грустно(мягко скажем) смотрел в зал на груду металла, дерева и кожи, отдаленно напоминающих свое прежнее предназначение. «А что тебе за это будет?» - на ломанном русском спросила его продюсер польской группы. «Тоже, что и  с ними!» - ответил тот, кивнув на груду обломков. Репрессий, однако, не последовало. Мудрый директор ДК приказала доразобрать еще оставшиеся в этих злополучных рядах кресла, объявив всем, в том числе и начальству, что давно собиралась расширить место перед сценой, где могли бы располагаться как духовой оркестр, так и иные формы обслуживавшие торжественные мероприятия. В 1986 году подобных эксцессов не было. Народ приходил, в первую очередь, слушать и это важно было для обеих сторон. Вслед за «Дизайном» потянулись и другие группы – «Свежий ветер», «Тандем», «Бархатный сезон», «Переход», «Никак»… Начали приезжать гости из других городов – Запорожье, Днепропетровск, Ростов, Москва, Питер(Ленинград), Киров, Петрозаводск, Свердловск, Челябинск, Новосибирск, Тарту.., в том числе и А. Остапенко из своего Кустаная. Мало того, филармония во время гастролей рок-групп планировала концерты и в рок-клубе.

Газета «Московский комсомолец» в своей знаменитой «Звуковой дорожке» № 163 от 30 июля 1986 года рядом с первой статьей о будущем рок-кумире миллионов «Наутилусе-помпилиусе» писала - «Еще один рок-клуб справил новоселье. Он открылся в городе Бердянске Запорожской области в Украине. На открытии выступили …» (см. раздел "ФОТО...")

Престиж бердянского рок-клуба постепенно рос. Его членами уже становились и иногородние группы, особенно из тех городов, где о рок-клубе только мечтали. И не только. Среди членов рок-клуба появились группы из Ленинграда, Москвы, Риги... Позже стали регулярными и поездки на фестивали, по мере их появления на советском пространстве. Первым выехал все тот же «Дизайн», возвращаясь обвешанный наградами, как любил говаривать то ли Боб, то ли Миха Репницкий, шо собака блохами. Заседания рок-клуба начали тоже превращаться в мини-фестивали, которые в один прекрасный момент вылились в огромный всесоюзный фестиваль. Но это уже другая история и на другой страничке. История же «Дизайна» закончилась весной 1988 года, «благодаря» опять же неукротимой тяги Пасечного к разгильдяйству, в результате чего их творческие пути окончательно разошлись. «Дизайн» был переименован в «Комитет», а Виктору Синеоку влившемуся в его состав, пришлось не только взять на себя роль лидер-вокалиста, но и временно переквалифицироваться в бас-гитариста. Именно в таком составе они продолжили свою гастрольную деятельность по концертным площадкам необъятных просторов СССР. В будущем на сцене и в афишах название «Дизайн» профигурирует только один раз весной 1991 года на юбилейном концерте «Снова вместе», посвященному 5-летию рок-клуба. Можно сказать, что это было последнее завершающее выступление прославленного бердянского коллектива.

Судьба других рок-клубовских команд сложилась по-разному. Кто перешел на профессиональную работу в филармонии и коммерческие концертные организации, кто выехал за рубеж в поисках музыкального и обыденного счастья... Часть команд объединились в новые группы, часть трансформировалась, часть прекратила свое существование по тем или иным причинам. Но, тем не менее, для всех из них рок-клуб остался тем трамплином, который подтолкнул их на большую сцену и дал почувствовать себя в то, очень нелегкое для настоящих музыкантов(в отличие от лабухов)время, людьми, творцами и личностями.

 
Послесловие

 

 
ЭЗОТЕРИКА

ЭРА МИЛОСЕРДИЯ



Мы устали от войны, мы устали от крови,
мы устали, мы устали…
Мы устали от обид, мы устали делать вид,
что не знали.., всё мы знали…

Подробное меню
ХИТ-ПАРАД ФП



голосуй за
фестиваль, 
исполнителя,
песню,
жанр и
направление в музыке

РАСКРУТКА




promotion 
исполнителей
знакомьтесь, кто еще не знает



С У П Е Р
И С П О Л Н И Т Е Л И 

В С Е Х
В Р Е М Е Н
И
В С Е Х   Н А Р О Д О В

произвольное фото
ОБУЧЕНИЕ

В И Д Е О Ш К О Л Ы



ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ 

И   ИНФОРМАЦИЯ

случайное фото
последние комменты
автопереводчик
ПЕРЕКЛАДАЧ ОНЛАЙН

 

статистика сайта
Пользователи : 2365
Статьи : 3667
Просмотры материалов : 20595128
сейчас на сайте
Сейчас 1247 гостей онлайн
посещений за сутки
счетчик посещений 
FaceBook
IK-Art&Music


IK-Video'Art


Рейтинг сайта в веб-каталоге misto.zp.ua
Яндекс цитирования IK-MUSIC(Ай-Кей"Мюзик) - музыкальный магазин(салон шоу-техники и музыкальных инструментов)
Яндекс.Метрика

Яндекс.МетрикаЯндекс.Метрика