«РОК-ПОП-ШОУ'88»
Проходил с 31 июля по 7 августа 1988 года. Откровенно говоря, само название фестиваля на сегодняшний день не совсем определяет его истинную суть. Частичка «-ПОП-» в его названии была добавлена отчасти для того, чтобы как-то смягчить реакцию на него партийных органов обличенных на то время основной властью в стране, Хотя в те годы слово «попса» еще не было в обиходе и приставка «поп» не несло сегодняшнего значения, а главным обличающим и унижающим словом, отличающим классических ортодоксальных исполнителей того же времени от представителей более прогрессивной музыки, было слово «эстрада». К примеру знаменитый в свое время питерский коллектив Сергея Курёхина «Поп-механика» никак нельзя было отнести как к эстрадной музыке того времени, так и к сегодняшней поп-музыки. Поэтому это название, отчасти уточняет, что это фестиваль с элементами шоу популярной тогда рок-музыки.
Согласно мнения многих музыкальных критиков и экспертов, по продолжительности бердянский фестиваль «РОК-ПОП-ШОУ'88» до сих пор остается непревзойденным лидером. По крайней мере, пока что эту версию еще никто не опротестовал. Ни фактами, ни даже просто словесно. 18 концертов за 8 дней, причем два дня по три концерта. Два незапланированных дополнительных дневных концерта были добавлены в связи с отсутствием билетов в кассах и огромным количеством желающих побывать на выступлениях тех или иных групп, а также в связи с прибытием интересных незапланированных участников, не допустить выступление которых было просто преступлением. Всего выступило около 30 коллективов и два рок-барда.
На самом фестивале каждый исполнитель получил возможность выступить два раза - в дневном и вечернем концертах, но в разные дни. Выступления были в среднем 30-40 мин. Первое выступление, как правило, было ознакомительное, а на второе уже шли целенаправленно. Были и такие зрители, которые посещали абсолютно все концерты и сразу же покупали полный комплект билетов на все дни. При стоимости одного билета 3 советских рубля на то время это было немало, хотя и стоило того. Официальных открытия и закрытия как таковых общепринятых не было. Организаторы решили уйти от набивших оскомину штампов. Награждение участников было, но опять же, без штампов и раздачи фальшивых слонов за липовые места, как и не было, да и не должно быть на фестивалях в отличие от конкурсов, никаких мест и жюри. Были подведены итоги и определения победителей только по итогам голосования зрителей, как сейчас стало модным называть «приз зрительских симпатий». Организаторы решили так, раз участники выступают для зрителей, то пусть и зрители решат сами, кто был лучший.
Само определение этих лучших осуществлялось путем вброса входного билета на концерт в «урну» с надписью исполнителя. Пригласительные не засчитывались. Также были учреждены поощрительные призы - «за лучший сценический костюм», «за лучшее сценический образ», «за лучшую песню какой-то тематики»...
Эти призы учреждались самыми различными организациями и определялись либо целенаправленно самими учредителями, либо оргкомитетом, если учредитель передавал ему свое право определения достойного обладателя. Честность и справедливость присуждения данных призов в первую очередь можно оценить по группе «Дети лейтенанта Шмидта», получивших вместе с группой «НАТЕ!» самую большую долю как критики, так и самого отъявленного критиканства со стороны партфункционеров и функционеров от культуры, но, тем не менее, по праву награжденных за лучшие сатирические произведения фестиваля. Их песни «Я не люблю эту жизнь с грязным фасадом под красным плакатом», «Да, я хочу стать милиционером, чтобы в обкоме в фойе тусоваться у шлагбаумов к личным вольерам и в дозоре неправедном шляться…» и др. вызвали неоднозначную реакцию и пребывание «Детей…» на фестивале были поставлены на грань «быть или не быть». К счастью, «Дети лейтенанта Шмидта» выступили в первые фестивальные дни и снять их с участия в нем уже было просто невозможно, чего не скажешь о группе «НАТЕ!», второе выступление которой было запланировано на последний день в заключительном концерте и против которой партийцы высказали свое несокрушимое «НЕТ». Пришлось организатором изрядно продумать, как сокрушить это «НеТ» никому не в ущерб, в том числе и напуганному комсомолу, официально несшего ответственность за проведение данного форума. В итоге «НАТЕ!» выступили со своей полной программой, особо, кроме некоторых жестов, воспринимаемых каждым по мере развития своего интеллекта по-разному, ничем криминально не выпирающей, зато очень энергичной и впечатляющей.
А вот «Дети лейтенанта Шмидта» «рассчитались» за свое выступление дважды. Двое участников этого коллектива были арестованы за нарушение общественного порядка(одного за переход улицы на красный свет, а второго якобы за распитие спиртных напитков в общественном месте, хотя бутылка пива, стоявшая рядом на земле, была запечатана, а обвиняемый объект абсолютно трезв). Тем не менее, главным обвинением была пунцово-красная, не знавшая до этого загара, окрашенная щедрым бердянским солнцем кожа белобрысого шмидтовца-калужанина и без этого предоставлявшая ему немало болезненных хлопот и ночных мучений. В конце концов, после вмешательства оргкомитета, «дети» были отпущены на свободу с напутствием больше не петь ехидных песен о блюстителях правопорядка. Второе же «возмездие» настигло их уже дома в Калуге, куда было направлено грозное письмо бердянского партруководства с описанием их «художеств» и требованием наказать по полной программе. Говорят, что был поднят ночью как по тревоге калужский обком партии и поведение «детей» на фестивале в Бердянске обсуждалось весьма серьезно. Чем окончилось для «детей» данное мероприятие нам неизвестно по причине их скромного молчания, но, тем не менее, факт получения письма из Бердянска в ихний обком и дальнейших экзекуций они подтвердили. Подобное письмо было отправлено и в Ленинград по поводу группы «НАТЕ», но там посмотрели на бумаготворчество глупых провинциальных партийцев сквозь пальцы и выбросили послание в мусорную корзину.
Главный приз зрительских симпатий, как и следовало ожидать, достался все той же группе «НАТЕ!», за ним по количеству зрительских голосов шел «Ландшафт», затем «Комитет» и все остальные. Если успех «Ландшафта» и «Комитета» был несколько предсказуем(все таки раскрутка этих групп в Бердянске была сильная, хоть и раннее под другими названиями), то успех «НАТЕ!» был действительно необычным и откровенно заслуженным. Неизвестный доселе, недавно созданный коллектив, путь даже и главным создателем легендарнейшей питерской «Алисы»(только кто из зрителей об этом знал), взял зрителей можно сказать голыми руками и непревзойденным мастерством. Неофициально проведенный опрос среди приехавших на фестиваль в качестве гостей и участников(музыканты, продюсеры, журналисты и иных специалисты, как рок-музыки, так и других направлений) также оказался в пользу группы «НАТЕ!». Успех «Ландшафта» и «Комитета» в принципе тоже заслуживает особого внимания, хотя бы потому, что на концертах присутствовало масса приезжих, которые опять же об этих коллективах мало что знали. В то же время информация о том, что на фестивале будет выступать переименованная в «Ландшафт» группа «Фокус», разнеслась со скоростью ветра в считанное время и поддержка фанов чувствовалась по полной программе. Прошедший год назад путь «Детей лейтенанта Шмидта» и «НАТЕ!», а также испытав их проблемы на собственной шкуре, выдворенный за пределы города, «Ландшафт» на этот раз не только не вызвал ни одного нарекания со стороны властей, а даже наоборот, хотя музыканты включили в свою программу те самые старые композиции. Через два года подобное повторится и с «Детьми лейтенанта Шмидта», когда они примут участие в грандиозной акции «САМ» на стадионе «Торпедо». И даже с песней про милиционера. А огонь критики будет перенесен уже на других. А через время и эти другие станут хорошими… Если внимательно проследить за набором участников всех этих фестивалей, то можно заметить одну очень интересную линию. Постоянно, те коллективы, которые чем-то обескураживали ту власть, через год-два снова оказывались на бердянском фестивале и уже не вызывали теми же самыми песнями никаких эмоций у властьдержащих, против которых они так бурно восставали и которым так противились. Это еще раз доказывает несостоятельность что-то реально оценивать и созидать облаченных властью партийных органов, пытавшихся курировать как культуру, так и молодежную политику.
Ради интереса был проведен опрос специалистов, т. е. музыкантов, музыкальных журналистов, шоу-бизнесменов, руководителей музыкальных коллективов и рок-клубов страны, приехавших на фестиваль в качестве участников и гостей. И мнение их по поводу самого лучшего участника фестиваля совпало с мнением зрителей.
Нельзя не вспомнить и не оценить роли местных музыкантов в проведении бердянских фестивалей любого ранга. И, в первую очередь, это касается членов снова все той же группы "Комитет"(бывший "Дизайн" ), оказывавшие не только практическую, но самое главное моральную поддержку главным устроителям первых рок-фестивалей. Хотя… Скорей всего, можно с уверенностью их тоже назвать устроителями, в виду того, что их вклад в это дело был безграничен. Если для основной части бердянских музыкантов присутствие на этих сейшенах сводилось к просмотру аппаратуры и общению с участниками, иногда и выступлению на сцене, то для дизайновцев-комитетовцев это была кропотливый труд, причем по обыкновению на голом энтузиазме, отчего они, наверное, тоже получали своеобразный кайф. В 1988 году, уже, будучи артистами одной из филармоний страны, они в разгар курортного сезона всецело отдались подготовке «РОК-ПОП-ШОУ», дни и ночи напролет проводя на фестивальной площадке и репетиционной базе, не чуждаясь самой грязной работы, вплоть до погрузочно-разгрузочных работ и монтажа сцены. В отличие от курирующих этот фестиваль комсомольских функционеров. Которые не только получали зарплату за поддержку любых молодежных мероприятий и загребли себе весь кассовый сбор от проданных на фестивале билетов, но и после проведения «РОК-ПОП-ШОУ», выписали за счет этой выручки премии своим руководящим работникам. Если не изменяет память, это был относительно длинный список человек эдак 20-30. Но надо отдать должное, до самого конца комсомольцы все же не наглели и в списке премированных за проведение фестиваля оказался главный вдохновитель и организатор «РОК-ПОП-ШОУ'88» И. Коваленко, сразу же вернувший эту премию назад в знак протеста в первую очередь за утаенные призы победителям зрительских симпатий фестиваля. Этот жест, вначале тщательно скрываемый, все же дошел до ведома общественности, редакции областной газеты «Комсомолець Запоріжжя»(ныне «МИГ») и самое главное до областного комсомольского и партийного руководства, что вызвало продолжительные и бурные выяснение всех обстоятельств.
И здесь нельзя не упомянуть тогдашнего собкора «Комсомольця Запоріжжя» Петра Соколова, благодаря журналистскому расследованию которого этот вопрос был поднят в областной прессе, что должным образом повлияло на дальнейший ход событий и конечный результат. В советские времена отказ от премий, а тем более партийных было на уровне большого ЧП. Тем более в мотивировке отказа Коваленко указал - «незаконно и незаслуженно выплаченную премию», поясняя это тем, что раз он как глава оргкомитета и директор фестиваля не довел до конца процесс вручения наград, то не имеет права на поощрения за свою работу. Разборки были долгие и нудные. К этому времени руководство в бердянском горкоме комсомола полностью поменялось, а главный виновник «награждения по-бердянски или по-комсомольски»( кто как называл), бывший второй секретарь, с треском вылетевший из своего кресла, был посажен руководить только созданным молодежным центром, учредителем которого стал все тот же горком комсомола. Проведенный вскоре этим центром концерты в то время очень популярной московской группы «Электроклуб» прошли в том же ключе. Гонорары за три стадионных концерта никто из электроклубовцев не получил. Ни тогда в июне 1989, ни позже. Таков был стиль работы. Позже, поняв безперспективность концертной деятельности(никто уже на комсомольские обещания не велся) и растеряв своих первых помощников-единомышленников с которыми создавался этот центр, бывший второй комсомольский секретарь набрал команду качков-гопников и занялся обыкновенным рэкетом, на чем впоследствии погорел окончательно и, напоровшись на местного авторитета, дошел до «цугундера». Затем по освобождению, испугавшись сведения счетов, пустился в бега и в конце-концов "почил в бозе". Зато директор группы «Электроклуб», "благодаря" комсомольцам, при упоминании о Бердянске говорил – «С Бердянском не хочу иметь никаких дел», хотя как сам Бердянск, так и бердянцы, принимали электроклубовцев просто замечательно. И не только на концертах.
Но вернемся к нашим овцам да баранам(не в укор кому-то будет сказано). В конце концов, осенью 1989 года после проведения очередного заседания бюро горкома комсомола с участием представителей из разных областных партийных и комсомольских структур, естественно и областной комсомольской газеты, а также проверки всех смет и списков врученных поощрительных призов и сверкой их с видеозаписью церемонии награждения, наконец были закуплены два цветных телевизора. Обещанные раннее наличные деньги вопреки своим обещаниям комсомольцы выдавать наотрез отказались, так же как и самостоятельно закупать эти телевизоры, которые в то время были в огромном дефиците. Организаторам уже ушедшего в историю «РОК-ПОП-ШОУ» было вменено самим найти и купить, а затем, предъявив именной оплаченный чек, получить деньги в комсомольской бухгалтерии. Что и было сделано с использованием личных связей и контактов. Отправлять же эти телевизоры в Москву и особенно Ленинград было чрезвычайно сложно и дорого, поэтому пришлось просто-напросто повторно выкупить эти телевизоры у самих себя для себя и эти деньги переправить в Ленинград и Москву к неограниченному удовольствию представителей групп «НАТЕ!» и «Ландшафт». Появившийся вскоре альбом группы «НАТЕ!» в сущности был записан и на эти деньги тоже. По крайней мере, Слава Задерий сказал тогда, что сейчас эти деньги как нельзя кстати, т. к. надо рассчитаться за запись в студии.
Опять же надо отдать должное среди комсомольцев было немало и порядочных людей, которые добросовестно относились к своим обязанностям и искренне помогали организаторам «РОК-ПОП-ШОУ». И в первую очередь это относится к работнику Запорожского обкома комсомола Игорю Павелько. Свой среди чужих, чужой среди своих – так можно охарактеризовать его по отношению к нашей тематике. Да и в принципе в остальном тоже. А может просто он был случайный «товарисч» в комсомоле! Это был и есть глубокопорядочный и честный человек, много сделавший для того, чтобы проект под названием «РОК-ПОП-ШОУ'88» был осуществлен, не говоря уже о том, что Игорь активно поддерживал рок-движение в самом Запорожье. И в будущем первый областной рок-фестиваль был организован тоже не без его активного участия. Человек слова, дела и чести. Нельзя не вспомнить также и отдельных бердянских руководящих комсомольских работников, оказавших неоценимый вклад в то, чтобы был снят запрет партийцев на проведение «РОК-ПОП-ШОУ» и он все-таки состоялся(это в первую очередь заслуга Александра Шайтанова, временно исполнявшего во время отпуска бердянского комсомольского лидера обязанности так называемого дублера первого секретаря горкома комсомола), и в то, чтобы он был просто завершен по-человечески без продолжающейся истерии и нагнетания обстановки со всех сторон, а самые достойные по мнению зрителей участники фестиваля группы «НАТЕ!» и «Ландшафт» таки получили по праву заработанные награды (заслуга именно Сергея Сычева, возглавившего бердянский комсомол уже после проведения фестиваля и принявшего на себя долги своих предшественников). Так что комсомольцы были разные, одни воровали, что только под руки попадется(видел как-то у того самого второго секретаря горкома комсомола, главного виновника невручения наград победителям, огромный шкаф-сейф набитый доверху новенькими списанными подарками и призами от проводимых им раннее мероприятий), другие же искренне помогали по любым вопросам. Кроме вышеупомянутых это А. Тельчаров, Т. Кулик, А. Чебышев, С. Тилькиев и многие другие. К сожалению, из памяти стерлись фамилии многих из них, хотя назвать бы их поименно очень бы хотелось. Они этого заслуживают. Для многих в то время было непостижима сама мысль, осмелиться позвонить Второму Секретарю ЦК комсомола и попросить его содействия в снятии запрета местных парторганов на проведение фестиваля. Тем не менее, такой звонок был, а вслед за ним последовал звонок из ЦК первому секретарю Запорожского обкома партии и первому секретарю Бердянского горкома партии с недвусмысленными внушениями, после чего местные партийные органы пусть неохотно, но стали на иные позиции. Более того воодушевленный своей помощью Второй Секретарь ЦК комсомола лично прибыл в Бердянск, чтобы проконтролировать факт открытия и проведения фестиваля, несмотря на объявленную "на всякий случай" в городе эпидемию холеры. Этот испытанный метод и по сей день применяют как в Бердянске, так и в иных курортных населенных пунктах для оттока потока отдыхающих, в том числе и для антирекламы. Проверенный метод, изобретенный еще в 70-х годах прошлого столетия, когда на пустом месте рождается ажиотаж и паника. Тем не менее во время фестиваля практически никто на эту удочку не клюнул. Да и сами "холероучредители" настолько увлеклись слежкой и поисками фестивальных промахов, что даже забыли не только подкреплять эту псевдоэпидемию жаренными фактами, но и даже впоследствии эту эпидемию отменить, повесив себе на грудь очередную порцию наград за уничтожение очага заражения.
Свой посильный вклад в проведение «РОК-ПОП-ШОУ’88” кроме раннее упомянутого И. Павелько оказали и другие представители областного центра – еще один работник обкома комсомола, будущий директор всеукраинского фестиваля «Таврийские игры», а потом телекомпании ICTV, телеканалов М1 и М2 Валентин Коваль, звукооператор Виктор Цветков, светооператор Александр Эдель(будущий создатель компьютерного видеоимиджа программы "Мелорама") и ведущий Игорь Анзин, который вместе с ведущим бердянского рок-клуба Валерием Казачковским вынес все тяготы восьмидневного марафона из 18-ти концертов фестивальной программы и нужно отметить на должном уровне. Ну, а для вышеупомянутых людей, которые ежедневно корпели над звуком и светом одной благодарности в данной статье будет крайне мало. Тогда все трудились, учились и, познавая азы, готовились к будущим свершениям. Поэтому можно сказать, что для многих, как музыкантов, так и обслуживающего персонала, РОК-ПОП-ШОУ стал своеобразной стартовой площадкой.
Среди зрителей фестиваля были замечены музыканты известных, на то время временно не гастролирующих групп – Александр Липницкий(Звуки МУ), Александр Монин и Александр Кирницкий(Круиз), Сергей Кузьминский("Брати Гадюкіни"), известный певец Игорь Тальков, руководитель группы «Ария» Виктор Векштейн, масса питерских музыкантов, а также будущие организаторы всеукраинских и всероссийских фестивалей и конкурсов… Некоторые из них через год-два приняли участие в последующих бердянских фестивалях. Правда, это уже были не «РОК-ПОП-ШОУ». Ходили слухи, что первый секретарь бердянского горкома партии на партбилете поклялся, что больше «РОК-ПОП-ШОУ» в Бердянске не будет. Слава Богу, что хоть не на крови… Мужик сказал, мужик сделал, не подумав всего лишь только о том, что он сказал, но больше «РОК-ПОП-ШОУ» действительно не было, но зато было масса других, подхвативших так и не упавшее, не смотря ни на чьи потуги, знамя…
И, пожалуй, хорошо, что не было. Иначе он бы превратился в рутину и сгнил бы в болоте повседневности, как все остальные регулярно проводимые фестивали. Так что огромное спасибо партийцам, что помогли не загнивать, а развиваться и двигаться вперед!
P. S. Оценка фестиваля «РОК-ПОП-ШОУ'88» через 25 лет:
По сей день о фестивале регулярно вспоминают и даже напоминают о круглых датах его проведения
Видео с концертов «РОК-ПОП-ШОУ'88» смотрите здесь https://www.youtube.com/playlist?list=PLXVfyeQUjJwHtNqYQMmrIgUSpOz3cgD1i
назад... дальше...
Добавить комментарий