ПОСЛЕСЛОВИЕ
После проведения всесоюзного фестиваля РОК-ПОП-ШОУ'88 основная задача рок-клуба была выполнена. В Бердянске рок зазвучал официально. Появились новые коллективы, рок-музыканты уже не сидели по скрытым точкам, прячась от цензуры и правоохранительных органов, они реально объединились, и, выйдя из подполья, получили возможность выставлять образцы своего творчества на всеобщее обозрение, вознаграждая себя при этом не только удовольствием от самореализации на сцене, а и реальной оценкой своей деятельности со стороны зрителей и товарищей «по оружию». Представителей бердянского рок-клуба стали приглашать на концерты в другие города, на работу в государственные филармонии страны, а позже и за рубеж. Принимать участие в рок-клубовских концертах стремились уже не только рок-музыканты, а и представители иных музыкальных направлений, в том числе достаточно серьезных. Первые, к примеру, джазовые вечеринки современности(не будем пока трогать далекие 60-е, что там было и как, всему свое время, может когда-нибудь доберемся и до них, раскопав интересные факты) состоялись именно в стенах рок-клуба, что привело даже к использованию в будущем термина джаз-рок-клуб. Рок-клуб как таковой сделал свое дело и спекулировать его существованием и именем просто не было смысла. Нужно было идти дальше, развиваясь и совершенствуясь. Поэтому в середине 89-го рок-клуб постепенно реформируется, сначала в Ассоциацию свободных рок-музыкантов, а затем просто в Ассоциацию свободных музыкантов, продолжив новаторские рок-клубовские начинания на более высоком уровне, вследствие чего в «репертуаре» появляются новые программы, фестивали не однобоко музыкальные, а и других направлений современного искусства, в частности живопись и кино. Сегодняшний Бердянск своим званием «Город фестивалей» обязан именно рок-клубу 80-х, потому что именно те первые фестивали и шоу-программы положили основу сегодняшнему фестивальному Бердянску. К сожалению, увы-увы-увы, сегодняшние мероприятия зачастую не дотягивают и до половины уровня тех лет ни по качеству, ни по набору участников, ни по многим другим критериям. Спустя много лет разные то ли «ухари», то ли «деятели-одиночки» неоднократно, спекулируя былой славой старого доброго названия «РОК-КЛУБ», делали безуспешные попытки не столько создать или воссоздать его, сколько прикрыть этим некогда броским именем какое-то то ли примитивное подобие, то ли имитацию какой-то непонятной деятельности. Все их жалкие потуги заканчивались полной неудачей, не только вследствие неумения что-либо стоящее сотворить, а и вследствие того, что принято называть «нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Да и образно скажем их «ксерокс» был очень слабого качество, то ли в следствие плохой заправки, то ли иных причин, не позволяющие распознать на ксерокопии изображения оригинала. Резюме здесь одно - надо создавать что-то новое и идти вперед, а, не оглядываясь на прошлое, пытаться копировать чужие успехи и достижения. Тем более тех, кто заработал свой имидж и славу потом и кровью много лет назад совершенно в иных условиях. А поговорка «Новое – это хорошо забытое старое» здесь не катит.
Проведенные в будущем фестивали «ДНК», «АР’ХИП», «Азовское море», «Памяти И. Талькова», фестиваль-акция «САМ»(Спасем Азовское море!), конкурс молодых исполнителей «5-25»(«Перлина Приазв’я»), программа «БОБ-ШОУ», театр эзотерического пространства и многое другое – все это детища одного родителя, который в прошлом носил имя БЕРДЯНСКИЙ РОК-КЛУБ.