ВЯЧЕСЛАВ САМОЙЛОВ - А был ли рок в Бердянске?
Без предисловий:
- Порой говорят, рок музыки в Бердянске нет и никогда не было…
Пауза.
Что хотят выразить этим тезисом некоторые господа?
Первым-наперво, свою причастность к высшей сфере разума, где лишь избранные способны отличить Аутентичное от подделки. «Критики» подобного рода, как правило, не знают нотной грамоты, недостаточно успешны в музыкальной практике, не приняты публикой даже в дворовых беседках и подворотнях по простой причине: «Неимение элементарных способностей». Авторитетность их умозаключений быстро сходит на нет, если развернуть дискуссию в область серьезного музыкального искусства. К примеру, симфонический оркестр. Мало сказать, что здесь «знатоков» охватывает трепет, о нет! Это чувство (трепет) не есть Трепет творца, это трепет дикаря перед мраком и холодом пещеры, первобытный страх перед НЕИЗВЕСТНЫМ. Они, наши учителя и строгие ценители, легко узнаваемы – ирония в лице, снисходительно-брезгливая жестикуляция. Они же чаще всего прячут в беседе свои злые глазки, а если в зрительном зале – напротив, сквозь сцену, на тебя, смотрят не мигая, ядовито, отвратительно. В форумах они самые жестокие стервятники.
- Вот что сказал один из последних нелюдей: «Критик должен быть готов и способен в любой момент и по первому требованию занять место критикуемого им и выполнять его дело продуктивно и компетентно; в противном случае критика превращается в наглую самодовлеющую силу и становится тормозом на пути культурного прогресса». (Запись от 8 октября 1940 г. из дневника Геббельса)
- Так был ли Рок, и есть ли рок-музыка в пространстве от Бердянска до Вудстока, это смотря что? Что вы подразумеваете, когда произносите это слово? Рок. При желании мы чувствуем, как парит он в творениях И.Баха. При нежелании (а ведь это также огромное чувство!), при Нежелании Рок не звучит для нас там, где к примеру царит Джефф Бек…
- Простите нас, что мы не спросили у Вас
Рок 60-70х гг. Он трудно определялся и интуитивно угадывался: приемы игры, мелодические и гармонические формулы, особенности ритма, бита, звуко-техника – все было вновь, вкривь, врозь.
Неосознанно рок пробовали играть все. Все перло из щелей, и никто не знал, что будет. По атомам складывалась критическая масса.
Рок – совокупный продукт, он сложный коктейль. Он – смесь, где всяко лыко в строку.
Неполный перечень: музыканты, инструменты, аппараты, танцплощадки, зрители, любители, радио-хулиганы-любители (им особый респект!), антагонисты, те же «критики», меломаны-коллекционеры, дискуссионеры, музыканты-консерваторы, пресса, прокуратура, санстанция, дружинники, милиция – всё, и пр.
Все рождалось, всего было много, и, тем не менее, Маятник рока не запустился бы без Противовеса, который был и, слава Богу, он исправно служил. Он был и вот оно – устоявшиеся социальные условия и их высший орган: Власть.
Вопреки и благодаря Великому конфликту первых джазменов-рокеров с Властным социумом, сделалась музыка. Музыка энтузиастов-предвестников Бердянского рока и джаза, сиречь предмет нынешнего спора: «А был ли мальчик…?»
Бердянск. 1960-е годы.
По порядку.
Музыканты.
Оставим тех, кто был в «тени», вспомним других, на виду, «на танцах».
Первым назову Виктора Бойко. Он учился в Запорожье.
Запорожье нас делало, делает, и будет делать всегда. А Витя Бойко – наш земляк.
Первое рок-шоу в Бердянске. На танцплощадке парка им. Пушкина. Витя Бойко играет на пианино. Он в мотоциклетном шлеме, очках. Поет «Популина». Барабанщик Андрей Рыбас в самом остром моменте выполняет ритмический рисунок непосредственно на голове исполнителя, т.е. на вышеупомянутом шлеме. «Популина» - так с тех пор и звали Витю Бойко. Лето. Почти ночь. На площадке две с половиной тысячи Фанов. 1966 год.
1966-67 г. Толик Пабат и Витя Желудев БГПИ. Они первыми своими руками сделали электро-бас из домрового баса и электромузыкальный инструмент, клавиши. Толя с Витей, и мы вместе с ними играли первые роковые композиции. На английском языке, по бумажке, пел Плевако Миша.
БГПИ. Зима 1966. Репетиция. Миша Плевако за пианино.
БГПИ, март 1966, английский вечер
Вячеслав Самойлов (на рижских барабанах), Толик Пабат (электро-бас), Миша Плевако(вокал), пиано – не видно – Витя Желудев.
По порядку.
Базис. Инструменты.
Парадоксы: Ионика изначально — товарный знак выпущенного в 1959 году ЭМИ производства ГДР (VEB Blechblas-und-Signal-Instrumenten-Fabrik Markneukirchen)…
Так вот именно в 1959 же году «Ионика» стояла на сцене старого ГДК. Ионика, электрогитара «Musima», ударная, тоже ГДР-овская «Trowa”.
Виктор Зюзин в 1959 году первым «выбил» эти инструменты для своего «Эстрадного оркестра Бердянского городского Дома культуры». Способствовала доставке этих инструментов бердянским музыкантам всё та же Власть. Во как!
Первый электрогитарист Бердянска – Юрий Семенович Осейло.
Затем были Саша Никитенко, дядя Саша Борташенко, Женя Стом, Женя Касимов, и пошло-поехало.
Первые электрогитары ранних 60-х были наполовину самодельными, усилители - самопалы в футлярах из патефонных ящиков. К исходу 60-х г.г. электрогитары-«доски» не клепал лишь ленивый – дело стало на поток.
Усилители. Выручал его превосходительства «Кинап». Микрофоны на круглой почти стационарной станине. Самый мощный динамик – «Колокол» стадионного типа. Барабаны от вечных самопалов до «Тровы», от рижских жалких модификаций до первых «Амати» и «Премьеров».
Бас-гитары. Первые слухи о них донеслись в 1966 году, затем – ураган самоделок и первые «фирменные» - «Орфей», «Мьюзима» и пр.
Клавиши «Юность-70»…
Серьезные первые импортные звуковые «для голоса» аппараты в Бердянске «BEAG»(Венгрия), а потом «Regent» (ГДР).
«ЭМА-68» – первая цельная и почти профессиональная рок-группа в Бердянске.
Руководитель – Касимов Евгений. Все аппараты этой группы Женя укомплектовал роскошнейшей и современной аппаратурой и инструментами. Нет цены подвигу.
Женя Касимов привез в Бердянск первую формулу бита, и только «Валек» Юрченко ее первый исполнитель.
Первые наглядные и научно обоснованные уроки бита у запорожского, а затем международного барабанщика Виталия Валитова.
Олег Ерофтьев брал уроки игры на бас-гитаре у молдавских братьев Козаку (что съели, господа критики?!) – была наука! Был рок!
************************************************************************
Трудно не согласиться с Великим Бердянским Маэстро. Очень трудно. Если вообще возможно. Ну разве что только с одной-единственной фразой - «Запорожье нас делало, делает, и будет делать всегда…». Не всегда, хотя делало часто и густо. Но рок-клуб в Бердянске возник на несколько лет раньше, чем в Запорожье. И грандиозных рок-фестивалей Всесоюзного масштаба там отродясь не было. В отличие от Бердянска.
И добавим
Из энциклопедии рок-музыки:
«1973 год. ВИА «Голоса Дружбы» — Руководитель Илья Бенсман. Состав: Петр Макиенко — бас-гитара и вокал, Виталий Валитов — ударные, Александр и Анатолий Казаку — соло и ритм-гитары (экс-ВИА «Норок»), Илья Бенсман — клавишные. Если говорить о направлении, то это не ВИА, а рок-группа на уровне американских «Грэнд Фанк».
А до этого была группа "Крылья" в том же составе при Запорожской филармонии(не путать с ВИА "Крылья" при той же филармонии позднего периода).
Т. Казаку, П. Макиенко, Л. Бенсман, С. Казаку, В. Валитов_1973г.(из архива Виталия Валитова)
Т. Казаку, П. Макиенко, Л. Бенсман, С. Казаку, В. Валитов_1973г.(из архива Виталия Валитова)
Добавить комментарий